Западные санкции создают бум в сельском хозяйстве России

Фильтры

Регион

Новости

Западные санкции создают бум в сельском хозяйстве России

Российское сельское хозяйство развивается так, что остается только удивляться.

Причина, в частности, — в том, что Россия запретила импорт западных продовольственных товаров в ответ на западные санкции. Но власти страны считают важным и то, что страна сама обеспечивает себя в этом неспокойном мире.

«Мы строим новое помещение на 13 тысяч голов скота на убой», — указывает Наталья Паринова на большой участок, вид которого скоро изменят машины, устанавливающие загон наподобие того, около которого мы стоим. 

Паринова — главный ветеринарный врач фирмы «Заречное» Рамонского района на севере Воронежской области, расположенной на юге России. Она с гордостью показывает нам многочисленные огороженные загоны, в которых находятся черные и бурые телята различного возраста. За несколько лет здесь на месте бывших пастбищ выросло гигантское предприятие по производству мяса с импортными коровами породы ангус. Им засыпают кормовые смеси в большие корыта, тянущиеся вдоль ограды. 

Самая крупная мясная ферма России 

«Здесь у нас сейчас примерно 13 тысяч голов скота», — говорит Наталья Паринова, но, согласно плану, это поголовье должно вырасти вдвое в ближайшие нескольких лет. Для выполнения задачи построены гигантские складские башни для кормов, которые поступают из районов вокруг самого предприятия. 

Традиционно это одна из лучших сельскохозяйственных областей России. Однако в хаосе, наступившем после распада Советского Союза и коллапса старых колхозов, на этой плодородной земле долгие годы почти ничего не происходило. 

Но теперь Заречное стало крупнейшим предприятием такого типа по производству мяса в России. И Паринова рассказывает, что сюда почти каждую неделю приезжают делегации, чтобы посмотреть, как идут дела. 

«Хороший пример того, как Россия начинает возрождаться», — говорит главный ветеринар Паринова, которая родилась в бывшей советской республике Казахстан, но уже много лет живет и работает в России. 

Основательный контроль 

Теперь предприятие, где она трудится, бурно развивается, и заметно, что это развитие вряд ли можно будет остановить. Продукты предприятия «Заречное», как рассказала Паринова, хорошо известны и отлично раскупаются надежными клиентами в таких крупных городах, как Москва и областной центр Воронеж. 

Она абсолютно уверена в хорошем качестве мяса, хотя приходится контролировать состояние большого количества животных. 

«Мы обращаем большое внимание на хороший контроль и на то, чтобы у животных все было в порядке. Они весь год имеют возможность быть на воздухе и получают разнообразный рацион кормов», — рассказывает ветеринар. 

В Заречном построена новая бойня вблизи места содержания скота. Скот забивают как обычным способом, так и с соблюдением правил забоя, прнятых у различных религиозных групп. 

Хоть бы санкции продолжились! 

«Если бы меня спросили, то я бы хотел, чтобы санкции продолжались еще лет десять!» — улыбается Виктор Логвинов, принимая корреспондентов NRK в своем кабинете в областной администрации в Воронеже. 

Россия запретила импорт западных продуктов питания в августе 2014 года после того, как ЕС и многие другие страны ввели штрафные санкции против России в связи с аннексией украинского Крымского полуострова. 

Логвинов — заместитель председателя областной администрации, он отвечает за сельское хозяйство этой крупной области, население которой составляет более 2,3 миллиона человек. Воронеж расположен в центральной части России в 500 километрах к югу от Москвы и граничит с Украиной. Логвинов — выходец из Рамонского района, где за несколько лет и было создано Заречное, самое крупное предприятие по производству мяса в России. 

Мы должны готовиться к конкуренции 

«Санкции дали нам возможность развивать наше собственное производство продуктов питания», — говорит Логвинов. Он подчеркивает, что если раньше яблоки экспортировались из Польши, то в последние годы ускорилось создание новых яблочных садов и производство собственных яблок. 

«Но я считаю, что мы должны готовиться в тому, что ситуация может измениться, и мы опять должны будем конкурировать с иностранными товарами. Но сейчас наше положение перед лицом такой конкуренции — гораздо прочнее. Только с 2009 года здесь, в Воронежской области, были построены 17 крупных предприятий по производству молока, в строительство этих предприятий инвестировали примерно 20 миллиардов рублей. Запланировано открыть 13 новых предприятий в следующие пяти лет. Кроме того, мы видим, что, как и в Рамони, упор делается на производство мяса, и все время открываются новые перерабатывающие предприятия», — говорит он. 

Старые колхозы в руинах 

Отправившись на юг из города — областного центра с населением в миллион человек, мы встречаемся с большими контрастами. В некоторых районах еще можно увидеть остатки старых белых кирпичных зданий колхозов и совхозов, основы сельского хозяйства бывшего Советского Союза. Некоторые поля стоят невспаханными, но их не так много. 

Совершенно очевидно, что сельское хозяйство в этой части России переживает период расцвета. 

Современные технологии 

На ферме компании «ЭкоНива» в Верхнем Икорце ровный строй коров похож на карусель: это механическая доильная машина из Германии. 

«Сегодня у нас здесь 2,8 тысяч молочных коров, — говорит Александр Васыхин, главный техник, отвечающий за работу этой современной механической дойки. — Понятно, что санкции Запада и российские ответные санкции являются для нас преимуществом. В результате их введения мы смогли развивать сельское хозяйство, в частности применяя технологии, которые соответствуют тем, которые используются в Европе и Америке». 

По его словам, местные сельские жители сначала выступали против «ЭкоНивы», когда начинала работать, но сейчас критика в основном исчезла. 

«Мы создаем много рабочих мест и, кроме того, инвестируем в инфраструктуру, поддерживаем строительство школ и детских садов», — сообщает Васыхин, который приехал сюда из Сибири на востоке России. 

60 тонн в день 

Он показывает нам большие здания, где коровы в основном гуляют свободно, за стенами — холмистая степь, где выращивают корма для скота. В день расходуется примерно 60 тонн кормов. Различные сорта трав и зерна смешиваются в большом устройстве возле хлева. 

В одном из закутов несколько молодых девушек моют коров, которых на следующий день будут показывать на выставке в областном центре Воронеже. Ангелина Топилина — из семьи, многие поколения которой занимались земледелием, а теперь она проходит учебную практику в «ЭкоНиве». 

«Я сейчас готовлю дипломную работу, и моя практика здесь — это часть этой работы», — говорит Ангелина. Она добавляет, что верит в будущее российского сельского хозяйства. 

Осматривая объекты «ЭкоНивы» в Верхнем Икорце, мы с удивлением замечали, что здесь работает немало молодежи. 

Немецкий русский, говорящий по-норвежски 

«Интерес со стороны молодежи — одна из самых позитивных вещей, происходящих сегодня в российском сельском хозяйстве», — говорит Штефан Дюрр. Руководитель «ЭкоНивы», самого крупного российского производителя молока, встречается с корреспондентами NRK в перерывах между заседаниями в российской столице, в которых он принимает участие. 

Пятидесятитрехлетний немец приехал в Советский Союз более или менее случайно в 1989 году по программе обмена специалистами. В то время он как раз провел год в Высшей школе сельского хозяйства Норвегии в Осе, как она тогда называлось. Норвежский язык он не забыл и благодаря тесным контактам с хорошими друзьями в Норвегии. 

«Раньше часто случалось так, что я бывал здесь, в Москве, вместе с другими инвесторами и бизнесменами, и все в первую очередь хотели послышать тех, кто работал с нефтью и газом или в текстильной промышленности. Мало кто хотел слушать про сельское хозяйство». 

Все ставят на российское сельское хозяйство 

«Но сейчас все иначе», — говорит Штефан Дюрр, который помнит, как российские и иностранные инвесторы становились в очередь, чтобы принять участие в проектах «ЭкоНивы». За день до встречи с корреспондентами NRK Дюрр побывал в Новосибирске в связи с открытием нового молокозавода. 

«Мы планируем через пять лет увеличить производство молока с нынешних 900 тонн в день до 3 тысяч тонн. Я также считаю, что Россия постепенно может стать крупным экспортером молочных продуктов. Уже сегодня Россия — крупнейший экспортер зерна в мире, и я верю, что есть большие возможности на азиатском ранке», — говорит он. 

Рост и без санкций 

«Понятно, что запрет на импорт, введенный Россией в 2014 году, стал преимуществом для некоторых участков российской пищевой промышленности», — говорит Штефан Дюрр. 

Однако он считает, что для самого сельского хозяйства это не имело особенно большого значения. Сельское хозяйство начало расти еще до введения санкций. Гораздо важнее было то, что российские власти в значительно большей степени, чем раньше, хотели экономически поддержать сельское хозяйство как часть стратегии перевода страны на самоснабжение. 

«Субсидии, может быть, и не выросли так сильно, но, во всяком случае, они не были урезаны, о чем многие говорили несколько лет тому назад», — утверждает Дюрр. 

Путин во многом прав 

Сам Штефан много раз выступал как активный сторонник российского президента Владимира Путина. «Я не хочу поддерживать все, что делает президент Путин. Но считаю, что в нынешней ситуации он во многом прав. Идет много поддельной информации как с Запада, так и с Востока. Я каждый день знакомлюсь с сайтами немецкого агентства TV ARD, и там о Путине и России пишут невероятно много чепухи», — говорит Дюрр. 

Тем не менее он надеется, что будет найден способ преодолеть кризис в отношениях между Россией и Западом: «Я думаю, что санкции — это чепуха, мы должны конкурировать на свободном и открытом рынке. Мы готовы к этому». 
 

Мортен Йентофт (Morten Jentoft)

Источник: inosmi.ru/

Также в разделе

Комментарии (0)